Программа «Здоровая школа»
- Информационный паспорт программы
«ЗДОРОВАЯ ШКОЛА»
Государственное учреждение образования «Велешковичская средняя школа»
Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни
2020-2023 гг.
Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения.
- Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены
- Деятельный подход: игровой, творческий.
- Дифференциация: учёт специфических позиций детей, учёт их физического развития.
- Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий
Сайт учреждения и информационный стенд
2. Обоснование и актуальность программы
Известно, что растущий организм ребёнка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на детей оказывают негативное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они в период обучения приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков.
К проблемам школы, связанным с заботой о здоровье учащихся, можно отнести:
- учебные перегрузки обучающихся, приводящие их к состоянию переутомления;
- «школьные стрессы»;
- распространение в среде обучающихся вредных привычек;
- неправильная организации физической активности учеников;
- питание школьников во время их пребывания в общеобразовательной организации;
- низкий уровень культуры здоровья обучающихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
- необходимость сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
С 2017 по 2020 годы в учреждении образования была реализована программа «Школа – территория здоровья». Анализ реализации программы показал положительный результат, а также, что родительский коллектив поддерживает работу педагогического коллектива. Поэтому целесообразно продолжить работу в данном направлении.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья обучающихся, для формирования потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
1.Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся и учителей.
2. Формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни.
3. Обеспечение непрерывного образования педагогов и учащейся молодёжи по вопросам формирования культуры здоровья.
4. Мониторинг здоровья.
3. Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения
1. Функции медицинской службы:
- проведение диспансеризации обучающихся;
- медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы.
2. Функции администрации:
- общее руководство реализации программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных занятиях;
- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
- обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и её контроль;
- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и её контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.
3. Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, организация и проведение профилактической работы с родителями, организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, ИДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение:
üВнеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
üИсследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
üДиагностика уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
4. Этапы реализации программы
Первый этап: Подготовительный
- Оценка и анализ реализации программы «Школа – территория здоровья».
- Подготовка программно-методического обеспечения.
- Ознакомление родителей и учащихся с программой «Здоровая школа»
- Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями для реализации программы «Здоровая школа»
Второй этап: Практический. Реализация проекта «Здоровая школа».
- Проведение заседаний Педагогического совета учреждения;
- Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий;
- Создание методической копилки опыта;
- Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении
- Контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объёмом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни;
- Коррекция программы «Здоровая школа» по итогам реализации.
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (январь-май 2023 год).
- Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации программы.
- Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации программы «Здоровая школа».
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
- Обсуждение итогов реализации программы «Здоровая школа» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
- Публикации, распространение опыта.
5. основные направления деятельности программы
Медицинское направление предполагает:
- Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья;
- Составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; проведение физкультминуток:
- Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объёма домашних заданий с учётом расписания, режима дня;
- Чёткое отслеживание санитарно-гигиенического состояния учреждения;
- Планомерная организация питания учащихся;
- Проведение обязательного медицинского обследования.
Просветительское направление предполагает:
- Организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- Организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- Пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
- Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
- Предупреждение проблем развития ребёнка;
- Обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- Развитие познавательной и учебной мотивации;
- Формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
- Совершенствование психолого- медико- педагогической деятельности;
- Организация психолого- медико- педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
- Организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни у учащихся;
- Широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
- Проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся;
- Режим дня, бытовые условия;
- Внешкольная занятость дополнительными занятиями.
- Реализация основных направлений программы:
- Система организации контроля за исполнением Программы
- Исследование и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.
- Мониторинг психофизического здоровья обучающихся.
- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, организация учебного процесса.
- Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания обучающихся.
- Физическое воспитание, организация активно - двигательного досуга.
- Профилактика травматизма.
- Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.
- Ожидаемый результат
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения.
-Снижение числа уроков пропущенных по болезни.
-Снижение числа рецидивов хронических заболеваний у обучающихся и педагогов;
-Снижение заболеваемости школьников ОРЗ;
-Повышение уровня физической подготовки школьников;
-Улучшение успеваемости по физической культуре;
-Увеличение количества учеников с положительной самооценкой;
-Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;
-Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
-Увеличение числа школьников в спортивных секциях;
-Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья.
9. План мероприятий по реализации программы
«Здоровая школа»
№ п/п
|
Направление
|
Сроки
|
Ответственный
|
I. Исследование и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.
|
1
|
Ежегодный профилактический осмотр учащихся узкими специалистами – медиками.
|
Весь период
|
Медицинские работники
|
2
|
Оформление листа здоровья в школьном журнале.
|
сентябрь
|
Классные руководители
|
3
|
Осуществление контроля за предписанием врачей (листа здоровья).
|
Весь период
|
Классные руководители
|
4
|
В течение учебного года
|
Зам директора по УВР
|
5
|
Санитарно-гигиенические наблюдения за местами и условиями проведения занятий (контроль за проветриванием, влажной уборкой школьных помещений, освещением и расстановкой мебели).
|
В течение учебного года
|
Зам директора по УВР, зам директора по ХЧ
|
II. Мониторинг психофизического здоровья обучающихся
|
1
|
Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека
|
В течение года
|
Учитель физкультуры
Зам директора по УВР
|
2
|
Психологический мониторинг здоровья учащихся:
-тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;
-тест на тревожность
|
Сентябрь
Март
|
Зам. директора по УВР
|
III. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, организация учебного процесса
|
1
|
Организация режима работы школы согласно СанПиН 2.4.2. 2821-10.
|
сентябрь
|
Зам директора по УВР
|
2
|
Организация индивидуального обучения на дому, на основании справки ВКК.
|
Весь период
|
Зам директора по УВР
|
3
|
Организация и проведение контроля за выполнением санитарных норм и правил, а также ТБ в образовательном учреждении.
|
Весь период
|
Администрация
|
4
|
Организация часа активных движений (динамические паузы) в начальной школе.
|
В течение учебного года
|
Учителя начальных классов
|
5
|
Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
|
В течение учебного года
|
Зам директора по УВР
|
6
|
Проводить диагностические исследования:
- Дозировка домашнего задания
- Здоровье учеников в режиме дня школы
- Нормализация учебной нагрузки
|
В течение учебного года
|
Зам директора по УВР
|
7
|
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
|
В течение учебного года
|
Зам директора по УВР
|
8
|
Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.
|
В течение учебного года
|
Заместитель по ВР
|
9
|
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
|
В течение учебного года
|
Учителя-предметники
|
10
|
Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства).
|
В течение учебного года
|
Зам директора по УВР
|
11
|
Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культурой и занятий активно-двигательного характера в начальной школе.
|
В течение учебного года
|
Зам директора по УВР
|
12
|
Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития учащихся).
|
В течение учебного года
|
Учителя-предметники
|
13
|
Проведение уроков здоровья.
|
В течение учебного года
|
Учителя начальных классов
|
14
|
Проведение специальной гимнастики на осанку для учащихся на уроках.
|
В течение учебного года
|
Учителя-предметники
|
15
|
Проведение на уроках специальной гимнастики для глаз. Обязательно для всех учащихся (1-11 кл).
|
В течение учебного года
|
Учителя-предметники
|
IV. Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания обучающихся
|
1
|
Организация горячего питания в школе для всех обучающихся
|
Весь период
|
Директор
|
2
|
Осуществление контроля за организацией приема пищи и качеством её приготовления
|
Весь период
|
Бракеражная комиссия
|
V. Физическое воспитание, организация активно - двигательного досуга
|
1
|
Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, динамические перемены), а также часов здоровья.
|
В течение учебного года
|
Учитель физической культуры, учителя
|
2
|
Регулярное проведение:
- Дней здоровья;
- Спортивных соревнований;
- Недели физкультуры и спорта;
- Олимпиад по различным видам спорта;
- походов
|
Весь период, 1 раз в четверть
|
Учитель физической культуры, зам директора по ВР
|
3
|
Расширение сети спортивных секций
|
Весь период
|
Зам. директора по ВР
|
4
|
Проведение конкурса на самый спортивный класс.
|
Ежегодно, май
|
Учителя физической культуры
|
5
|
Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения.
|
Весь период
|
Учитель физической культуры
|
6
|
Создать условия для организации летней занятости обучающихся, обеспечить максимальный охват детей и подростков различными видами и формами летнего труда и отдыха
|
ежегодно
|
Зам директора по ВР
|
VI. Профилактика травматизма
|
1
|
Планирование работы с детьми по охране труда в соответствии с приказом Министерства образования РБ
|
Весь период
|
Администрация
|
2
|
Проводить проверку состояния ТБ в кабинетах, мастерских, спортзале, гардеробе, лабораториях, столовой.
|
Весь период
|
Директор, завхоз
|
3
|
Проводить плановую эвакуацию учащихся и сотрудников из здания школы не реже 2 раз в учебном году
|
Весь период
|
Администрация
|
4
|
Осуществлять контроль за соблюдением правил ТБ на уроках физкультуры, технологии, информатики, при проведении лабораторных и практических работ на уроках физики, химии, биологии, при проведении кружковой работы, внеклассных мероприятий, летнего труда и отдыха учащихся.
|
Весь период
|
Зам директора по УВР
|
5
|
Осуществлять контроль за дежурством по школе.
|
Весь период
|
Администрация
|
6
|
Проведение месячников по правилам дорожного движения «Безопасность детей»
|
2 раза в учебном году
|
Зам директора по ВР
|
7
|
Постоянное обновление стенда «Азбука безопасности»
|
ежегодно
|
Зам директора по ВР
|
8
|
Проведение внеклассных мероприятий по правилам дорожного движения
|
Сентябрь, май
Октябрь, апрель
|
Зам директора по ВР
|
9
|
Проведение классных часов, бесед. Участие в районных конкурсах.
|
Весь период
|
Кл. руководители, зам директора по ВР
|
VII. Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.
|
1
|
Привлечь обучающихся к занятиям в объединениях спортивно-оздоровительной направленности как в школе, так и вне её.
|
В течение учебного года
|
Кл руководители, Учитель физической культуры
|
2
|
Проведение анкетирования среди обучающихся «Отношение детей к своему здоровью и ЗОЖ»
|
октябрь
|
Зам. директора по ВР
|
3
|
Участие в акции «Молодежь за здоровый образ жизни».
|
Ноябрь, декабрь
|
Кл руководители
Зам директора по ВР
|
4
|
Проведение лекций по профилактике наркомании с участием представителей медучреждений.
|
В течение учебного года
|
Зам. директора по ВР
|
5
|
Выпуск санбюллетеней «Профилактика гриппа», «Азбука здоровья»
|
В течение учебного года
|
УС «РИТМ»
|
6
|
Совещание классных руководителей «Основные формы работы по профилактике здорового образа жизни».
|
Октябрь, март
|
Зам. директора по ВР
|
7
|
Проведение совместно с родителями и мед. работниками мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включающие проведение классных часов, викторин, лекций, спортивных соревнований (приложение 1,2,3)
|
В течение учебного года
|
Кл руководители,
зам директора по ВР
|
8
|
Привлечение подростков группы «риска» к участию в подготовке и проведения мероприятий спортивно-развлекательного и общественно-значимого характера.
|
В течение года
|
зам директора по ВР,
классные руководители
|
9
|
Участие в спартакиадах и спортивных мероприятиях.
|
В течение учебного года
|
Учитель физической культуры
|
11.Фомы предоставления результатов:
- Публичные отчёты рабочей группы (промежуточный, итоговый).
- Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
- Фото- и видеоотчёты о проведённых мероприятий.
- Специальная страница на сайте школы.
12. Ответственные исполнители:
Солодкова Светлана Павловна, Яковлева Наталья Анатольевна
Приложение №1
Сквозная тематика классных часов.
Класс
|
Соматическое здоровье
|
Физическое здоровье
|
Психологическое здоровье
|
Нравственное здоровье
|
1 - 4
|
-Знакомство с организмом человека.
-Чистота – залог здоровья.
-Расту здоровым.
-Кто нас лечит.
-Как уберечь себя от травм.
-Цвета светофора.
-Огонь – это опасно.
-Гигиена девочек.
-Гигиена мальчиков.
-Уход за одеждой.
-Культура поведения во время болезни.
-Культура питания.
|
-Подвижные игры.
-Закаливание организма.
-Работа школьных секций.
-Спортивные соревнования.
-Весёлые старты.
|
-Психодиагностика.
-Ужасные привычки в школе и дома.
-Что прячется в капле никотина.
|
-Слово о маме.
-Дом, в котором я живу.
-Братья наши меньшие.
-Моя Родина.
-Цветик-семицветик
|
5 - 7
|
-Царство зелёного змея.
-Культура личной гигиены.
-Спецкурс «Полезные привычки».
-Культура личной гигиены.
-Культура учебного труда.
-Оказание первой помощи.
- Кока-кола и чупа-чупс: вредны ли они.
|
-Старты надежд.
-Работа школьных секций.
-Спортивные соревнования.
-«Зарница»
|
-Психодиагностика.
-Обучение психологической гимнастике.
-Как жить не ссорясь.
-Тренинги «Я люблю своё тело»
|
-В ладу с самим собой.
-Мечтательность, страх, испуг.
-Под крышей дома своего.
-Вместе весело шагать.
-Драться или не драться: разговор по душам.
-Папы, мамы, бабушки и дедушки: вместе лучше.
-В природном царстве.
-Место, где я живу.
|
8 - 11
|
-Размышления о наркомании.
-СПИД- это реальность или миф.
-Уберечь от дурмана.
-Школьнику о вреде алкоголя и курения.
-Пьянство и закон.
-Гигиена юноши и девушки
-Культура физического здоровья.
-Гигиена рабочего места.
-Организация труда.
-Азбука половой жизни.
-У порога семейной жизни.
-Ромео и Джульетта в школе: проблемы взаимоотношений.
|
-Работа школьных секций.
-Спортивные соревнования.
-Соревнования допризывников.
-Физ. тестирование.
|
-Психодиагностика.
-Тренинги «Умей сказать нет».
.
|
-Спешите делать добро.
-Давайте говорить друг другу комплименты.
-Любовь за любовь: красота родной земли.
-Как быть красивой.
-Свет мой, зеркальце, скажи.
-Блистающий мир.
-Первое свидание.
|
Приложение № 2
Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):
1. «Здоровье ребенка в руках взрослых»,
2. «Здоровая семья: нравственные аспекты»,
3. «На контроле здоровье детей»,
4. «Режим труда и учебы»,
5. «Физическое воспитание детей в семье»,
6. «Алкоголизм, семья, дети»,
7. «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека»,
8. «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»,
9. «Вредные привычки у детей»,
10. «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»,
11. «Вопросы, которые нас волнуют»,
12. «Эти трудные подростки»,
13. «Взрослые проблемы наших детей»,
14. «Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования»,
15. «Курение и статистика»,
16. «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф»,
17. «Наркотики в зеркале статистики»,
18. «Социальный вред алкоголизма»,
19. «Психология курения»,
20. «Нецензурная брань – это тоже болезнь».
21. Наблюдения родителями режимных моментов в детском саду, содержащих в себе оздоровительный эффект.
22. Обучение
родителей оздоровительным технологиям.
23. Родительские мини-клубы по совместному обсуждению проблем здоровья в семье, детском саду и школе.