СОДЕРЖАНИЕ
- Введение…………………………………………………………………...стр.3
- Агитбригада Мы за энергосбережение!»……………………………стр.4-6
- Басня «Будь экономным ты всегда»…………………………………стр.6-7
- Басня "Медведь - халтурщик"………………………………………..стр7-8
- Викторина по энергосбережению для старшеклассников……….…стр.8
- Высказывания и афоризмы о бережливости………………………..стр8-9
- Герои…………………………………………………………………….стр9-10
- Девизы……………………………………………………………………. стр10
- Диктанты……………………………………………………………Стр10-11
- Жизнь замечательных людей ……………………………………...стр11-13
- Задания для самостоятельно работы….. …………………………..стр13
- Интересные факты………………………………………………. ..стр13-14
- Конкурс……………………………………………………………… стр 14-15
- Лекторская группа (материалы для выступления)…………….стр15-17
- Мини-исследование……………………………………………………. стр17
- Мощность некоторых приборов……………………………………..стр18
- Памятки «Краткие рекомендации по энергосбережению в быту»
«Водосбережение», «Электросбережение», Теплосбережение»… стр18-21
- Пословицы и поговорки о бережливости………………………….... стр21
- Рисунки…………………………………………………………………... стр22
- Стихи про энергосбережение…………………………………….. .стр23-25
- Тест……………………………………………………………………стр25-26
- Уроки энергосбережения в картинках…………………………… стр27-28
- Хозяйке на заметку………………………………………………….…. стр29
- Цифры «Это интересно»………………………………………..….стр29-30
- Частушки…………………………………………………………….стр 30-31
- Школа Умников………………………………………………...…. …..стр 30
- Энергосберегающий чемоданчик…………………………………...стр31-32
- Энергоэрудит…………………………………………………………стр32-35
- Литература………………………………………………………… …стр36
ВВЕДЕНИЕ
Энергосбережение – деятельность (практическая, научная, организационная, информационная), направленная на рациональное и экономное использование преобразованной и первичной энергии и природных энергоресурсов.
Мероприятия по энергосбережению могут быть разными.
Главные же цели таких мероприятий - привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, пропаганда идей энергосбережения среди школьников, формирование культуры энергосбережения у молодёжи, создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии и стимулирование интереса к практическому применению знаний, полученных в школе.
В данный сборник дидактических материалов вошли разнообразные формы работы с обучающимися на тему «Энергосбережение». Представленные внеклассные мероприятия подойдут для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Материалы для данного сборника подбирались на основании практики работы различных учреждений образования по данному вопросу.
Материалы предназначены заместителям директоров учреждений образования, педагогам-организаторам, классным руководителям, воспитателям для организации работы по формированию у учащихся навыков рационального использования энергоресурсов.
Агитбригады для учащихся 5-9 классов
«Мы за энергосбережение!»
Оборудование: плакаты, рисунки, лозунги, призывающие к энергосбережению.
Ход мероприятия
Все вместе:
Нужно всем нам научиться,
Проявив терпение,
Энергосбережению!
1-й ученик: Трудно представить себе нашу жизнь без света, тепла, электричества и других благ цивилизации. Но если мы не изменим бездумное, безжалостное и безответственное отношение к энергоресурсам, надолго ли нам хватит этих благ? По подсчетам ученых, на 800 лет. А что будет дальше?
2-й ученик:
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все вычерпать до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
(М. Дудин.)
3-й ученик: Давайте задумаемся еще раз, какова же цена нашей бесхозяйственности.
4-й ученик: Одна лампочка, которую вы забыли выключить, за 10 часов расходует 1 кВт•ч электроэнергии, чего хватило бы для...
(Рассказ сопровождается показом плакатов.)
5-й ученик: Производства 120 кг хлеба.
6-й ученик: Добычи 33 кг нефти.
7-й ученик: Надоя 40 л молока.
8-й ученик: Выведения 30 цыплят.
9-й ученик: Изготовления 1 пары обуви.
10-й ученик: Производства 5 кг стали
11-й ученик: Производства 39 кг сахарного песка.
1-й ученик: Добычи 15 кг железной руды.
2-й ученик: Изготовления 1 м хлопчатобумажной ткани.
3-й ученик: Добычи 40 кг угля.
4-й ученик: А также для изготовления 13 кг колбасных изделий, 14 кг творога, 25 кг муки, 6 кг растительного масла и многого другого. Правда, есть над чем задуматься?
5-й ученик: Аргументом в пользу энергосбережения является и то, что Беларусь импортирует 85 % потребляемых топливно-энергетических ресурсов. Их использование за одни сутки обходится республике в сумму порядка 150 млрд рублей. Это значит, что экономия только 1 % составляет 1,5 млрд. рублей. Цены на топливно-энергетические ресурсы будут возрастать в мире и далее, и проводить мероприятия по экономии ресурсов и энергии становится экономически выгодным.
6-й ученик: Мы хотим привести конкретные способы экономии энергоресурсов.
7-й ученик:
Чтобы был уютным дом,
И тепло хранилось в нем,
Нужно двери починить,
Стёкла вставить и закрыть.
8-й ученик:
Щели нужно спрятать от метели.
9-й ученик:
Надо поменять прокладки в кранах,
И тогда вода
Будет заперта всегда.
10-й ученик:
Свет включай, когда темно,
С солнышком – расшторь окно.
11-й ученик:
Телевизор, братья, тоже
День и ночь смотреть негоже.
1-й ученик:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана: кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря,
А то пройдет немного лет,
И нет воды — нет-нет-нет...
2-й ученик: Есть ли альтернативные способы экономии электроэнергии?
Все: Есть.
3-й ученик: Например, использование солнечной энергии.
4-й ученик: Энергии ветра.
5-й ученик: Геотермальной энергии.
6-й ученик: Энергии приливов.
6-й ученик: Сжигание бытовых и промышленных отходов.
7-й ученик: Развитие науки позволяет надеяться, что в недалеком будущем мир будет удивлен появлению нового вида энергии, продуктивного и дешевого.
8-й ученик:
А пока существует правило
Совершенно правильное:
Только там народ богат,
Где энергию хранят,
Где во всем царит расчет
И всему известен счет.
9-й ученик:
Да, как прекрасно, что есть газ:
Каждый день он кормит нас.
Чай кипит, готов обед-
Мы живёт, не зная бед.
Как прекрасно, что есть свет,
Без него нам жизни нет.
Холодильник, фен, утюг,
Телевизор - верный друг.
- Лозунг нового поколения:
Вместе:
«Мы - за энергосбережение!!!!»
Все вместе:
Беречь всегда, беречь везде,
Беречь на суше и в воде,
Чем больше света сбережем,
Тем лучше все мы заживем!
Чем меньше льется зря вода,
Тем краше будет вся земля!
Басня «Будь экономным ты всегда»
Повстречались у пенька
Герои басни – два зверька,
Один из них был эконом,
Другой не очень – вот и он.
Медведь зайчишке говорил,
Что дома холод, но топил
Он регулярно, ведь мороз ещё не кончен, вот вопрос.
Ещё декабрь, а дрова
И уголь кончились, беда!
И что же делать, он теперь уже не знает, ты поверь.
– Мишаня, друг, не слышал ты,
Быть может, вор засел в кусты
И потихоньку у тебя дрова таскал, таскал, таскал.
– В окно я вовсе не гляжу,
Я по гостям всегда хожу.
– Зачем же топишь ты тогда?
– Чтоб было жарко мне всегда.
– А двери плотные твои?
И часто топишь, мне скажи?
– Топлю я раза три на день,
И мне не жалко, ты поверь.
Но дверь закрыть поверь, мне лень,
Хожу я в гости целый день.
Зачем же двери закрывать?
Ещё их можно поломать.
– Всё ясно мне теперь, медведь,
Где уж тебе тепло сберечь,
Не экономный ты хозяин,
Теперь об этом сам ты знаешь.
Мораль сей басни такова:
Будь экономным ты всегда.
Басня "Медведь - халтурщик"
Тянули свет в лесу в былую пору,
ну в чем лесные звери хуже всех?
во все пещеры, дупла, гнезда, норы
монтеры-белки подводили свет
Пришел медведь: "И мне в берлогу тоже...
чтоб было мне светло, тепло, комфортно спать.
жить без цивилизации негоже -
к удобствам жизни надо привыкать".
Свет подвели, и лютою зимою
сидят спокойно звери по домам
в тепле, уюте, тишине, покое,
и все равно исправно платят по счетам.
Один медведь в берлогу завалился,
включив обогреватель на всю мощь.
и от проблем платежных отключился,
а счетчик то мотает день и ночь.
Его будили, а ему нет дела -
храпит Медведь, не платит ничего.
а лесу свет бесплатно гнать так надоело,
что отключили свет в берлоге у него.
Замерз халтурщик - выстыла берлога,
рычит от злости, по лесу кружа,
а до весны еще ой-ой как много....
и превратился в шатуна-бомжа.
Мораль сей басни всем понятно а,
и вывод ясен хоть кому:
коль свет не экономить
и использовать бесплатно - дороже будет самому.
Викторина
по энергосбережению для старшеклассников
1.) Почему надо время от времени размораживать холодильник и не допускать его перегрева?
(Большая «шуба» льда в морозилке отрицательно сказывается на работе холодильника, при излишнем нагревании много энергии тратится зря на выработку лишнего холода.)
2.) Чем неэкономичны кастрюли с выпуклым или вогнутым дном в отличие от плоскодонных?
(Не плотно прилегающая к конфорке посуда расточает 50 % энергии и тратится впустую столько же времени сколько необходимо для того, чтобы вскипятить воду).
3.).Каким образом можно сократить расход энергии на освещение квартиры?
(Регулярно протирать лампочки от пыли. Хорошо протертая лампочка светит на 15% ярче запыленной. Реже пользуясь верхним светом, вы заменяете 200 ватт под потолком шестьюдесятью ваттами настольной лампы.)
4.) Как термос может помочь экономить энергию?
(Вода, залитая после кипячения в термос, позволит пользоваться ею для приготовления чая много раз без использования электроэнергии для кипячения заново.)
5.) Почему важно мыть окна в доме?
(Грязное стекло отбирает 10-15% солнечного света, тогда как использование естественного света сокращает затраты электроэнергии на искусственное освещение.)
6.) Как сэкономить энергию при глажении?
(Слишком сухое или слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит расход энергии больше. Утюг можно выключать за несколько минут до конца работы, остаточного тепла хватит на это время.)
7.) Почему не стоит часто выключать лампы накаливания, если в течение 10 минут вам снова понадобится свет?
(Так они быстрее перегорят, а на изготовление новой лампы потратится больше энергии, чем вы экономите часто выключая ее на короткое время.)
8.) Каким образом можно сэкономить зимой на энергоемких обогревателях?
(Утеплите квартиру: окна и двери.)
9.) Как цвет обоев может повлиять на количество затраченной на освещение энергии? (Светлые обои отражают до 80 % света, а темные до 15%. Таким образом, требуется меньше энергии для освещения комнаты со светлыми стенами.)
10.) Как можно получить теплую воду для душа в летний день, не используя традиционных источников энергии? (Налить в бак воду и поставить на солнце)
Высказывания и афоризмы о бережливости.
- Остерегайтесь и мелких напрасных расходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль. Франклин Б.
- Бережливость — важный источник благосостояния. Цицерон
- Поздно быть бережливым, когда все растрачено. Сенека
- Бережливость похвальна, если она не сродни скупости, а, напротив, сопряжена со щедростью. Бережливость без щедрости приводит к корыстолюбию, а щедрость без бережливости — к мотовству. Пенн Вильям
- Всякий расточитель — враг общества, всякий бережливый человек — благодетель. Смит А.
- Бережливость может считаться дочерью благоразумия, сестрою умеренности и матерью свободы. Смайлс С.
- Будьте бережливы: недостаток денег часто производит недостаток ума, а еще чаще недостаток честности. П. Буаст
- Бережливость - это монетный двор бедняка.
- Кто не умеет беречь малого, не сохранит и большого. П. Сир
- С умом сбережешь - с удовольствием потратишь. Э. Севрус
- Бережливость может считаться дочерью благоразумия, сестрою умеренности и матерью свободы. С. Смайлс
- Богаче всех человек бережливый, беднее всех – скряга. Н. Шамфор
Герои
Берегоша
Мое имя Берегоша
Бережливый гномик я.
И ко всем моим советам
Вы прислушайтесь, друзья!
Я пришел сегодня к вам
С таким предложением:
Давайте вместе обучаться
Энергосбережению!
Электроша
Берегу я свет в квартире.
Киловаттам счёт веду.
Электричество в хозяйстве
Сэкономить помогу.
Теплоша
Берегу в домах тепло я.
Где Теплоша – там уют.
Даже в самый жгучий холод
Люди в теплоте живут.
Водя
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам
напиться.
ДЕВИЗЫ
«Энергосбережение – дело для всех - польза для каждого»
«Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»
«Энергосбережение – новый подход к решению старых проблем»
«Занятие энергосбережением дает доход и власти уважение»
«Берегите электричество в любых количествах»
«И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением»
«Выключить также легко, как и включить»
«Мы поем не песнь, а оду тем, кто экономит воду»
ДИКТАНТ
«Энергосбережение – дело каждого»
- Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим
ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год. Например, если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт•ч, а за месяц почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчеты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт•ч в месяц, видеомагнитофона – почти 4 кВт•ч в меся. Итого только по трем приборам – почти 21 кВт•ч в месяц.
- Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы,
в среднем, может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год.
Современная энергосберегающая лампа служит 10 тысяч часов, в то время как лампа накаливания - в 6-7 раз меньше. Компактная люминесцентная лампа напряжением 11 Вт заменяет лампу накаливания напряжением в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она 3-4 года.
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Алессандро Вольта
Годы жизни: 1745 - 1827
Итальянский физик, химик и физиолог,
Алессандро Вольта родился 18 февраля 1745 года в небольшом итальянском городе Комо недалеко от Милана. С младенчества он воспитывался на лоне природы кормилицей, которая не слишком заботилась об образовании мальчика. Первые слова с трудом дались Алессандро около четырех лет, а нормально он заговорил лишь к семи годам. Именно тогда, потеряв отца, будущий ученый оказался в доме дяди Александра, который взялся за воспитание племянника всерьез: много латыни, история, арифметика. Юный Вольта восторженно и жадно принимал знания, и сразу же заинтересовался многими физическими явлениями – в том числе и электричеством.
В 24 года он публикует работу о лейденской банке, а еще через два года — об электрической машине. В 1774 году Вольта становится школьным учителем физики в родном городе, через три года — профессором физики в университете с тысячелетней историей в городе Павия. Здесь он проработал 36 лет, прежде чем возглавить философский факультет в Падуе. Вольта изобрел привычные нам электрические приборы: конденсатор, электрофор, электрометр, электроскоп.
Вольта разделил проводники на два класса. К первому он отнес металлы, ко второму — жидкие проводники. Если составить замкнутую цепь из разнородных металлов, то тока не будет — это следствие закона Вольты для контактных напряжений. Если же «проводник второго класса находится в середине и соприкасается с двумя проводниками первого класса из двух различных металлов, то вследствие этого возникает электрический ток того или иного направления».
Вполне естественно, что именно Вольте принадлежит честь создания первого генератора электрического тока, так называемого вольтова столба (сам Вольта называл его «электрический орган»), оказавшего огромное влияние не только на развитие науки об электричестве, но и на всю историю человеческой цивилизации. Вольтов столб возвестил о наступлении новой эпохи — эпохи электричества.
Интересный факт
По иронии судьбы все приборы и личные вещи ученого – виднейшего специалиста в области электричества – сгорели на выставке, посвященной его памяти, в результате пожара, вызванного неисправностью проводки.
Александр Лодыгин
Годы жизни: 1847 - 1923
Русский электротехник, изобретатель угольной лампы накаливания
Александр Николаевич Лодыгин родился 6 октября 1847 года в селе Стеньшино Тамбовской губернии в дворянской семье. После обучения в Воронежском кадетском корпусе в Тамбове он направился в Белевский пехотный полк юнкером, затем учился еще два года в Московском пехотном училище. Но карьера военнослужащего его не привлекает, и 1870 году он уходит в отставку.
После переезда в Санкт-Петербург Лодыгин пытается воплотить в жизнь свои идеи в области электротехники. Для проведения опытов с лампами накаливания и проектирования нового водолазного аппарата нужны деньги. Военное министерство России не решается поддержать молодого изобретателя, и Лодыгин вынужден обратиться в Париж с предложением использовать в войне с прусской армией спроектированный им летательный аппарат. Впрочем, несмотря на согласие французских военных, планам не суждено было реализоваться из-за разгрома Франции.
По возвращении в Петербург Лодыгин начал заниматься в Технологическом институте опытами с лампами накаливания, и в 1872 году получил патент на изобретение. Однако сложная политическая обстановка в России заставила Александра Николаевича вместе с семьей покинуть страну на целых 23 года.
Снова вернувшись на родину, он преподавал в Электротехническом институте и работал в управлении железной дороги Петербурга.
С 1914 года Лодыгин должен был активно заняться электрификацией Нижегородской и Олонецкой губерний, но планы изменились с началом Первой мировой войны. Александр Николаевич начал проектировать летательный аппарат с вертикальным взлетом, но приход к власти большевиков, с которыми Лодыгин не смог сработаться, заставил его вновь уехать в США. Позже были приглашения от Советского правительства для работ по ГОЭРЛО, но изобретателю уже не позволило состояние здоровья вернуться в Россию.
Лодыгин умер в 1923 году в американском городе Бруклин.
Изобретения и открытия
Лодыгин постоянно искал способы получения дешевого электрического освещения. В 1872 году он подает заявку на лампу накаливания и получает привилегию в России на это изобретение.
Лампа накаливания была запатентована в десяти странах (Австрии, Великобритании, Бельгии, Франции и др.). Изобретатель использовал в качестве тела накаливания угольный стержень под стеклянным колпаком, из которого был удален воздух.
Лампа Лодыгина отличалась простотой и по виду напоминала современные лампы накаливания. В 1873-1874 годах изобретатель публично демонстрировал образцы своих ламп (лампы для железных дорог, для шахт и рудников, комнатные лампы), проводил опыты электрического освещения кораблей, улиц.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ: Прочитай рассказ. Выдели цветом предложения, в которых нарушены правила безопасного и экономного использования электричества. Закончи последнее предложение и рассказ.
Я пришел в гости к Косте. У его родителей отличная квартира, и у Кости есть отдельная комната. В прихожей родители делали ремонт. Папа приятеля решил установить там новый светильник. А пока он временно прикрутил патрон с лампочкой прямо к торчавшим из стены проводам.
В гостиной была красивая новая мебель: новые кресла, диван, мебельная стенка. Только старый громоздкий телевизор еле помещался в полке мебельной стенки, но показывал вполне прилично. Мы посмотрели мультики и решили поиграть в шашки, пока до следующего фильма оставался целый час. Не выключая телевизор, мы пошли в комнату Кости. Костя зашел на кухню, поставил чайник на газ, решив угостить меня чаем с пирогом, который испекла его мама, и мы начали играть.
Я увлекся шашками после того, как Костя победил всех в классном турнире. Всю неделю я тренировался с папой и вот решил проверить свои успехи. Чтобы не ошибиться, я долго обдумывал ходы. Игра получилась напряженной. Я чувствовал, что совсем не уступаю Косте. Мы забыли про
фильм и про чайник на кухне. Стало смеркаться. Вдруг мы почувствовали запах газа. Мы побежали на кухню. Там запах газа был уже очень сильным.
Костя протянул руку к выключателю, чтобы включить свет. И …
ЗАДАНИЕ: Как можно использовать счетчик электрической энергии для экономии потребления электричества?
1. Узнай показания счетчика сегодня и посмотри изменения показаний через неделю. Какая разница?
2. Узнай, сколько сейчас стоит 1 кВт·ч
3. Сколько денег за эту неделю придется платить вашей семье?
ПОДУМАЙ: Можно ли экономнее расходовать электроэнергию в твоём доме?
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Биогаз - эффективный источник энергии
Биогаз является эффективным, возобновляемым источником энергии. Он производится в процессе биологического разложения органических отходов в бескислородной среде. Такими отходами могут быть отходы сельскохозяйственного и деревообрабатывающего производств, твердые бытовые отходы и стоки. Биогаз образуется при анаэробном брожении органики с помощью метаногенных бактерий. Он состоит из смеси газов, в основном из метана CH4 и углекислого газа CO2. В зависимости от вида сырья, используемого для производства биогаза, количество метана в нем может быть от 55 до 75 процентов.
Очищенный метан, полученный из биогаза, по своим теплотворным характеристикам и физическим свойствам аналогичен природному газу. Он может поставляться в газотранспортные системы, использоваться в качестве топлива для транспортных средств, работающих на газе.
Производство биогаза позволяет наиболее эффективно использовать земельные ресурсы для получения энергии по сравнению с другими видами производств биотоплива. Подсчитано, что биогаз сможет обеспечить 40% мировых потребностей в энергии
Необычный дом
В центре Гамбурга немецкий художник Ralf Schmerberg создал необычный дом-иглу высотой 5,6 метра и 11 метров в диаметре. На создание иглу ушло 322 старых холодильника и 1718 метров провода. Эта инсталляция является выражением протеста против неконтролируемых расходов энергии. Рядом с иглу автор поставил огромный электрический счетчик, который показывает сколько электроэнергии будут потреблять 322 старых холодильника. "Расточительность является крупнейшим источником энергии!" - утверждает художник. Если вы поставите холодильник в комнате, где температура достигает 30 градусов, то потребление энергии удвоится.
Ветряная турбина
Одна ветряная турбина может вырабатывать такое количество электроэнергии, которого хватит для обеспечения 300 домов.
Ноутбук или персональный компьютер
Ноутбуки потребляют на 90% меньше электроэнергии, чем персональные компьютеры
Мусорная свалка = тепло
В Хельсинки часть города обеспечивает теплом…мусорная свалка. Газ, выделяющийся при гниении, откачивается насосами и поступает в котельную, откуда расходится по почти десяти тысячам квартир.
Платье-батарейка
Голландский дизайнер и модельер Паулины ван Донген вместе с командой своего стартапа Wearable Solar создала платье с солнечными батареями, способное зарядить аккумулятор смартфона.
КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ВОПРОС ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
1.Как правильно выбрать энергоэффективную технику?
Ответ: Выделяют 7 основных классов энергоэффективности для бытовой (промышленной) техники: A, B, С, D, E, F и G.
Недавно появились дополнительные буквенные обозначения: А+, А++. Самым эффективным считается класс А++, соответственно, неэффективным – класс G. Определяется класс энергоэффективности каждой модели путем анализа и тестирования прибора в лабораторных условиях.
- Назовите единицы измерения энергии в быту.
Ответ: В быту электроэнергия измеряется в киловатт-часах (кВт•ч).
1 кВт•ч – это примерно то количество энергии, которое необходимо, чтобы разогнать 10-ти тонный грузовик с места до скорости 100 км/ч. Столько же энергии бесполезно расходует за сутки оставленная включенной в пустой комнате 40-ваттная лампочка.
- Что понимают под словом «энергосбережение»?
Ответ: Не считая борьбы с откровенной бесхозяйственностью при использовании энергии (хотя бороться с ней, конечно же, нужно), можно выделить три основных направления энергосбережения: полезное использование (утилизация) энергетических потерь, модернизация оборудования с целью уменьшения потерь энергии, интенсивное энергосбережение.
4.В каком году прошла презентация лампы накаливания Эдисона:
¾ 1814
¾ 1880
¾ 1926
Ответ: «Презентация» лампы накаливания Эдисона состоялась в канун 1880 года. Три тысячи человек, пришедших в этот вечер в Менло-Парк, были потрясены увиденным: на натянутом между деревьями проводе светились ярким светом сотни лампочек.
5. В каком году изобрели энергосберегающую лампу:
¾ 1964
¾ 1976
¾ 2000
Ответ: На протяжении почти всего XX века у ламп Эдисона не было достойного конкурента. Прорыв в бытовом освещении был сделан только в 1976 году, когда изобретатель Эд Хаммер представил компании GeneralElectric принципиально новую лампу, получившую впоследствии название энергосберегающая.
6. Наиболее существенный недостаток солнечных батарей:
¾ Зависимость от погодных условий
¾ Необходимость дополнительной установки преобразователей энергии
¾ Вероятность быстрого загрязнения
Ответ: Зависимость от погодных условий Для функционирования солнечной батареи необходимо достаточное количество солнечных дней. Это условие не позволяет пользоваться данным источником энергии в тех районах Земли, где велико количество пасмурных дней. Да и ночью энергия не вырабатывается.
ЛЕКТОРСКАЯ ГРУППА
(материалы для выступления)
Где появились первые лампочки?
В эпоху античности у греков появилась масляная лампа - глиняный или металлический «чайничек» с маслом, сквозь носик которого был пропущен фитиль. Лампа коптила много столетий, потому что ламповое стекло изобрели лишь во второй половине XVIII века.
В середине XIX века из нефти получили керосин, и началось шествие керосиновой лампы. Одновременно изобретатели осваивали газ, и в быт вошли газовые горелки. Особенно ярки были газокалильные лампы. В них светился раскаленный сетчатый колпачок из тугоплавких металлов. Эти лампы дожили до 30-х годов нашего века.
Были и спиртокалильные лампы — в них горел спирт. В 1802 году известный русский изобретатель Василий Петров сделал потрясающее открытие. Если сблизить кончики угольных стержней и пропустить ток, между ними вспыхнет ослепительное изогнутое пламя — электрическая дуга. В 1849 году такая дуговая лампа была установлена на башне Адмиралтейства.
Однако угольные стержни обгорают и их нужно постоянно сдвигать — это не совсем удобно. Ученые придумывают для этого отличный регулятор.
Одновременно русский ученый Павел Николаевич Яблочков догадывается просто поставить стержни рядом, столбиком, и проложить между ними изолятор, не пропускающий тока. В 1876 году «свеча Яблочкова» покоряет весь мир — от Америки до Камбоджи.
В это же время появляется первая электрическая лампа накаливания американского ученого Томаса Эдисона.
История электрической лампочки
Электрической лампочкой сегодня никого не удивишь, они есть везде – и на улицах, и в квартирах, и в автомобилях, и даже в игрушках. Но эта вещь, при всей ее незаметности и привычности, в свое время была подобна чуду – во времена, когда для освещения пользовались свечами, лучинами, керосином или газом электрический свет поражал воображение. Да и сейчас, стоит только лампочке перегореть, особенно ночью, да еще когда нет запасной, и наша жизнь кажется не такой светлой. Когда же появилась первая лампочка и кто ее изобрел?
Суть работы любой лампочки заключается в том, что любое разогретое до достаточной температуры тело начинает излучать свет. Если это тело нагреть до температуры в 5770 градусов – температуры поверхности Солнца, то и свет получится подобным солнечному. К сожалению, до такой температуры ничего нагреть нельзя – любой металл расплавится. Поэтому в обычной электрической лампочке применяют нить из вольфрама, который плавится при температуре 3410 градусов. А нагревается эта нить под действием электрического тока, и чтобы не перегорала слишком быстро, ее закрывают стеклянной колбой, из которой откачан воздух – кислород мгновенно бы разрушил раскаленную вольфрамовую спираль. Но это сейчас все выглядит так просто, а изобрести лампочку было довольно сложно.
Первым электрическую лампочку придумал английский ученый Деларю в 1809 году. Он использовал тонкую платиновую спираль, которая очень быстро перегорала и такая лампочка не получила никакого развития. Но она все – же давала свет, хотя и очень короткое время.
Лишь в 1838 году Жобар – бельгийский изобретатель, разработал собственную конструкцию электрической лампы, применив в ней угольное волокно. С его подачи все следующие конструкции тоже использовали угольную нить. Это была первая угольная лампа накаливания, хотя и тоже неудачная.
Немецкий изобретатель Генрих Гебель в 1854 году создал-таки работающую лампу. Он использовал бамбуковую нить и откачал из лампы воздух. Такая лампа могла светить уже довольно долго, но тут встала проблема с созданием вакуума внутри лампы. Тогда не было нужного оборудования, и вакуум получался очень плохим. Поэтому и лампы горели не настолько долго, чтобы использовать их в более широких масштабах.
После этого работа над лампочкой пошла гораздо активнее. Российский инженер Лодыгин запатентовал нитевую угольную лампу. С применением вакуума она горела довольно долго, если сравнивать с конкурентами. Но все – же не годилась для широкого применения.
В 1879 году Томас Эдисон создал лампу, которая могла гореть около 40 часов. Он долго и скрупулезно подбирал угольные нити разного размера из разных сортов бамбука и, наконец, добился оптимального варианта. И хотя такое время горения – далеко не идеал, лампочки Эдисона стали вытеснять с улиц газовое освещение.
В 1890 году снова российский инженер Лодыгин предложил использовать в лампах нить из вольфрама или других тугоплавких металлов. Так же он предложил нить делать в виде спирали. Кроме того, он придумал и заполненные азотом лампы, что значительно продлевало срок их службы. В 1906 году Лодыгин продал патент на вольфрамовую нить американцам – компании General Electric. Он построил там и завод по добыче вольфрама, хрома и титана. Но в те времена вольфрам был слишком дорогим для использования в лампах.
Дальнейшая работа над электрической лампой велась в плане продления срока службы – получения лучшего качества вакуума, использования различных газов и т.п. Но это уже рабочие детали, хотя на некоторые изобретения и выдавались патенты.
Как видим, процесс изобретения и создания был довольно длительным. В нем участвовало много изобретателей и ученых, и все они внесли свою лепту. Так что конкретного изобретателя как бы и нет – у всех были вполне рабочие образцы, но в разное время и немного отличной конструкции. Но, самое главное – благодаря им мы имеем сейчас электрическое освещение, притом доступное любому.
Мини-исследование.
«Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?»
Узнай у родителей, сколько ваша семья платит за электроэнергию в месяц. Составь календарь энергозатрат, в котором указывай:
- сколько кВт энергии было затрачено в определённый день;
- какие бытовые приборы работали в этот день.
Проанализируй затраты. Можно ли было отказаться от работы какого-либо бытового прибора или же сократить время его работы.
Проведи повторное измерение затрат электроэнергии, но уже с определёнными коррективами.
Сделай выводы.
Мощность некоторых приборов
1000Вт.час = 1кВт.час
Что такое 1 кВт.час энергии?
Тебе потребуется 1 кВ.тчас энергии для того, чтобы:
- 50 часов слушать радио;
- на 17 часов оставить гореть лампу мощностью 60 Вт;
- 16 часов смотреть цветной телевизор;
- 40 минут пылесосить;
- принять 10-минутный душ;
- нагреть на 6 градусов полную ванну воды (150л)
Памятка
«Краткие рекомендации по энергосбережению в быту»
1. Уходя, гасите свет. Максимально используйте естественное освещение.
3. Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон.
4. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%).
5. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью - вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания).
6. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды.
7. Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок.
8. Холоди электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене.
9. Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.
Памятка
ТЕПЛОСБЕРЕЖЕНИЕ
1. Не выбрасывайте деньги в окно
Окно, часами остающееся приоткрытым, вряд ли обеспечит вам приток свежего воздуха, но большой счет за отопление — наверняка. Лучше проветривать чаще, но при этом открывать окно широко и всего на несколько минут. И на это время отключать термостатный вентиль на радиаторе отопления.
2. Не преграждайте путь теплу
Необлицованные батареи отопления не всегда красивы на вид, зато это гарантия того, что тепло будет беспрепятственно распространяться в помещении. Длинные шторы, радиаторные экраны, неудачно расставленная мебель, стойки для сушки белья перед батареями могут поглотить до 20% тепла.
3. Не перегревайте квартиру.
Некоторые люди любят жарко натопленные квартиры, а потом поражаются
большим счетам за отопление. Всегда помните: каждый дополнительный градус
температуры в помещении обойдется примерно в 6% дополнительных затрат на энергию.
4. Не выпускайте тепло.
На ночь опускайте жалюзи, закрывайте шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна.
5. Отапливайте свою квартиру, а не улицу
Между радиаторной батареей и стеной установите защитный экран из алюминиевой фольги. Фольга отражает тепло, излучаемое радиатором, и направляет его обратно в комнату. Благодаря этому можно сэкономить до 4% затрат на отопление.
Памятка
ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ
1. Принимать не ванну, а душ — таков девиз всех, кто экономит воду
Для полной ванны требуется 140-160 л воды, для душа - только 30-50 л. Если одной семье из 4 человек два раза в неделю отказаться от ванны в пользу душа, то в год будет экономиться 46 м3 воды!
2. Оснастите свои туалеты экономичными сливными бачками
Традиционный сливной бачок пропускает 9 л за один смыв, экономный сливной бачок — только 6 л, а сливной бачок с экономичной клавишей — только 3 л. В одной семье из 4 человек может экономиться приблизительно 21м3 воды в год.
3. Чаще пользуйтесь в стиральных машинах и посудомоечных автоматах программами экономичных режимов.
4. При покупке нового бытового прибора обращайте внимание не только на потребление энергии, но и на потребление воды.
5. Установите счетчики воды! Это выгодно для вас и для природы!
Памятка
ЭЛЕКТРОСБЕРЕЖЕНИЕ
1. Используйте энергосберегающие лампы
Энергосберегающие лампы потребляют энергии примерно на 80% меньше,
чем традиционные лампы накаливания, а служат в 8-10 раз дольше.
2. Используйте наиболее экономичные бытовые приборы
Современные бытовые приборы часто обходятся меньшей энергией, чем их предшественники.
3. Разумно расставляйте мебель на кухне
Плита и холодильник или морозильник — плохие соседи! Из-за теплоотдачи плиты холодильный агрегат потребляет больше энергии.
4. Следуйте советам по использованию энергосберегающих ламп:
- использование лампы всегда должно соответствовать фактической потребности в освещении;
- используйте лучше одну мощную лампу, чем несколько слабомощных;
- избегайте отраженного освещения;
- оборудуйте рабочие места, всегда ориентируясь на дневной свет и используя его;
- выбирайте место расположения светильника в соответствии с его функцией (лампа для чтения там, где действительно читают, и т.д.).
5. Следуйте советам по экономии энергии при приготовлении пищи:
- следите за тем, чтобы кастрюля и конфорка были одинакового диаметра, чтобы тепло использовалось оптимально;
- предотвращайте излишний расход тепла с помощью ровных и толстых днищ кастрюль и плотно прилегающих крышек;
- используйте остаточное тепло конфорки и духовки в электроплитах. Выключайте их, по меньшей мере, за 10 мин. до готовности блюда;
- готовьте в небольшом количестве жидкости и в закрытой кастрюле; это экономит энергию, воду, время, это полезнее и вкуснее;
- при приготовлении блюд, требующих много времени, пользуйтесь скороваркой;
- своевременно переключайте с наибольшей степени нагрева при доведении до кипения на умеренную степень, необходимую лишь для поддержания температуры кипения. Если у вас газовая плита — уменьшайте интенсивность пламени;
- откажитесь от предварительного прогрева духовки — для большинства блюд этого не требуется;
- пользуйтесь режимом принудительной циркуляции воздуха в духовке, т.к. это позволяет одновременно варить и печь на разных уровнях, при этом теплота распределяется лучше. Благодаря этому можно работать и при более низких температурах и даже приготовить полное меню в духовке. При одновременном приготовлении в духовке овощей, гарниров и мяса энергия расходуется оптимально;
- открывайте дверцу духовки только в тех случаях, когда это действительно необходимо;
- запекайте в духовке только большие куски мяса — весом более 1 кг. При
меньших количествах готовить на конфорке экономнее;
- варите кофе по возможности в кофейной машине (с кофейником-термосом) — это экономнее, чем нагревать воду в кастрюле. Другие специальные приборы, как, например, яйцеварка или тостер, также сберегают энергию.
6. Следуйте советам по экономии энергии при охлаждении и замораживании:
- лучше купить морозильный ларь, а не морозильный шкаф, потому что ларь экономнее. Но не берите слишком большое устройство, т.к. полупустой ларь потребляет почти столько же энергии, что и полный;
- предотвращайте образование энергопожирающего инея: открывайте дверцы лишь ненадолго, ставьте или кладите только охлажденные и упакованные продукты и регулярно размораживайте холодильник;
- установите температуру в холодильнике на +7°С, а в морозильнике — на -18 °С — этого вполне достаточно.
Пословицы и поговорки о бережливости
Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.
Бережливость дороже богатства.
Подальше положишь, поближе возьмешь.
Чужого не сберег, своего не увидишь.
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
Прибыль в людях, а бережливость в своих руках.
Запас человека не портит.
Кто не умеет грош сберечь, тот не сбережет и миллиона.
Пушинка к пушинке - выйдет перинка.
Через край не лей, добра пожалей.
Мука не мука, а бережливость - наука.
Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.
Бережливый, что стыдливый: чужого не возьмет.
Бережливость - это те же деньги.
Добрый хозяин - господин деньгам, а худой - слуга.
Без копейки рубля нет.
Чужое сбережешь - сам будешь хозяином.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Хорошо беречь шубу на стужу, а деньги на нужу.
Прибирай остаток - меньше будет недостаток.
Что сегодня сбережешь, завтра пригодится.
Бережливость лучше прибытка.
Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Бережливость - не скупость.
Копейка к копейке - проживет и семейка.
Не деньги богатство - бережливость да разум
Стихи про энергосбережение
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ…
Энергосбережение - проблема актуальная,
в быту, на предприятиях всегда она реальная.
И чтобы сэкономить, нам надо столько знать,
что это не один год придется изучать!
Вот основные принципы энергосбережения:
сначала оцените Вы объёмы потребления!
Вода, тепло и топливо, электроэнергетика -
все надо экономить. Такая арифметика!
Потом составьте планы энергосбережения -
предусмотрите также итогов подведение!
Займитесь утеплением одежды и жилья,
комфортно себя дома почувствуешь тогда.
В период сложный, зимний, в безветренные дни
заклей бумагой рамы оконные свои!
Почаще мой ты окна, чтоб солнышку светить -
часть электроэнергии поможешь сохранить!
И в холодильник больше продуктов добавляй -
компрессор будет реже включаться, так и знай!
Чтоб воду экономить - на счетчики смотри,
закрой получше краны, потом спокойно спи!
Здесь выгода заметна со всех, с любых сторон,
энергосбережения ведь приняли Закон.
Тем более возможности для этого все есть:
энергосберегающих систем не перечесть!
Энергосбережение
Абрам Витебский
Вед. Жил-был на свете мальчик Вася.
Учился он в четвёртом классе
Обычной скромной средней школы.
Был парнем бойким и весёлым.
Порой учебник в руки брал,
И, даже, редко, но читал.
Короче – скажем напрямик –
Обычный средний ученик.
К делам энергосбережения
У Васи не было почтенья.
Вот, помню, было как-то раз:
Вбежал Василий потный в класс.
Вася. Как душно в классе и жара!
Давно окон открыть пора!
Вед. Друзьям Василий подмигнул –
Все окна в классе распахнул.
Девочка. Ты что?! Так делать не годиться!
Зима ведь, можно простудиться!
Вася. Чтобы мороза не бояться,
Всем вам придется закаляться!
Вед. Звонок. Учитель входит в класс.
Учитель. Ребята, ведь просили вас,
Чтоб окна вы не открывали.
Зима – вы этого не знали?
Свет тоже ни к чему включать –
Пора всем это вам понять!
Вед. Звонок последний, и гурьбой
Ребята все пошли домой.
Остался в школе только Вася.
Сегодня он – дежурный в классе.
Он работы не боялся,
И сегодня постарался:
Вытер доску, пол подмёл,
Вынес мусор и ушёл.
Тут претензий к Васе нет,
Но не выключил он свет.
Ночь настала – город спит,
Класс пустой, а свет горит.
Дома Вася веселился,
Изо всех старался сил:
В ванную пошёл, умылся,
Кран, конечно, не закрыл.
Вот решил утюжить брюки –
Не дошли у Васи руки,
А утюг включенный в сеть.
Телевизор стал смотреть.
Вот включил магнитофон –
Пусть работает и он!
Вася, надо бы потише.
Вася. Нет, пускай соседи слышат.
Мне к компьютеру пора –
Там крутая есть игра!
Вед. Вот и мать пришла с работы,
Разозлилась.
Мама. Вася, что ты
Натворил? Сей час же спать!
Вед. Вася лёг в свою кровать.
Спит и видит страшный сон,
Будто снова в школе он.
В класс заходит – там мороз,
Да не в шутку, а всерьёз!
Окна настежь, снег и ветер,
А над ним смеются дети.
Дети. Вася, нечего пугаться.
Просто надо закаляться.
Вед. Посыпают снегом дружно.
Дети. Успокойся! Вот как нужно!
Вед. Наш Василий – к батарее,
А она совсем не греет .
Холоднее даже льда.
Дети. Вася, Вася, ты куда?
Вед. В коридор скорее Вася –
Там страшней, чем, даже, а классе!
Посреди сугроб стоит.
Вася наш домой бежит.
К остановке подбегает,
Ждёт попутного трамвая.
Нет трамваев час, другой.
Слышит.
Прохожий. Парень, ты не стой,
А пешком иди домой.
Ток надолго отключили.
Ученик один, Василий
Израсходовал на год
Всю энергию вперёд.
Вот поэтому у нас
Отключили свет и газ,
Нет воды, а батареи
Все холодные, не греют.
Вед. Бедный Вася ужаснулся,
И, конечно же, проснулся.
Пот холодный вытер он.
Вася. Хорошо, что это сон!
А теперь он, без сомненья,
По энергосбережению
Лучше всех в четвертом классе.
Перевоспитался Вася!
Тест
Цель: проверить навыки экономного энергопользования учащегося и его семьи.
Детям предлагается ответить на вопросы и тем самым проверить себя, умеют ли они беречь энергию.
№ пп
|
В нашем доме
|
Да
|
Нет
|
1
|
Мы выключаем свет в комнате, когда выходим из неё?
|
|
|
2
|
Мы включаем свет, когда на улице светло?
|
|
|
3
|
Холодильник стоит в прохладной комнате, далеко от обогревательных приборов?
|
|
|
4
|
Мы начали использовать энергосберегающие лампочки?
|
|
|
5
|
Мы используем местное освещение (бра, настольную лампу) вместо общего?
|
|
|
6
|
Мы заклеиваем окна на зиму?
|
|
|
7
|
Мы часто размораживаем холодильник?
|
|
|
8
|
Мы моем посуду в раковине, наполненной водой (или в тазу с водой)?
|
|
|
9
|
Мы моемся под душем, а не принимаем ванну?
|
|
|
10
|
Мы собираем макулатуру?
|
|
|
11
|
Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз?
|
|
|
12
|
Мы выбрасываем пластиковую посуду в предназначенные для неё специальные контейнеры?
|
|
|
13
|
Мы выбрасываем использованную стеклянную посуду в предназначенные для неё специальные контейнеры?
|
|
|
14
|
Мы используем счётчики для учёта расхода холодной воды?
|
|
|
15
|
Мы используем счётчики для учёта расхода горячей воды?
|
|
|
16
|
Мы используем счётчики для учёта расхода газа?
|
|
|
Подсчитайте свои «да» и «нет» и сделайте выводы:
- если вы набрали от 12 до 16 ответов «да», значит вы -настоящий хозяин и
- умеете рационально использовать энергию;
- если у вас от 11 до 8 ответов «да», вы уже немного знакомы со способами экономного энергопользования, однако вам ещё есть чему поучиться;
- 7 и менее ответов «да» — это тревожный сигнал для того, чтобы задуматься и начать учиться беречь энергию.
УРОКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
В КАРТИНКАХ
Необычные картинки помогут детям лучше усвоить правила и сделают урок
красочным и интересным.
После такого урока моно предложить детям самим нарисовать картинки с правилами энергосбережения и на следующем уроке устроить выставку работ учащихся.
Хозяйке на заметку (советы родителям)
Что можно сделать, чтобы лампа зря не светила?
Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно
1 кВт. ч (при использовании ламп накаливания). Но и этот расход можно сократить, если заменить лампы накаливания, люминесцентными. 60 Вт лампа накаливания соответствует 18 Вт лампе люминесцентной при одном и том же уровне освещенности. Срок эксплуатации люминесцентных ламп в 6 – 10 выше, чем у ламп накаливания.
Периодически протирайте лампочки: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной.
Как помочь холодильнику?
Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Не ставьте холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
Как экономно пользоваться электрической плитой?
На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с грязным дном и слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.
Как вы гладите белье?
Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
ЦИФРЫ
« Это интересно»
Одна лампочка в 75 ватт, горящая 2 часа в сутки, потребляет в неделю около
1 киловатт-часа.
Одного киловатт-часа достаточно, чтобы:
- испечь 38 кг хлеба;
- сшить 2 пары обуви;
- произвести 14 кг сыра, 1 кв.м хлопчатобумажной ткани, 9 кг цемента.
- вывести в инкубаторе 30 цыплят.
Частушки
1.Бабушка Арина
Правила не знает –
Газовой плитою
Дом обогревает.
2.Ясь в своей квартире
Свет везде включает,
А что светит солнце,
Он не замечает.
3.Папа на диване
Задремал немножко,
Телевизор вместо папы
Смотрит наша кошка.
4.Рад Серёжа в ванной
Надувной подушке,
А из лужи рядом
Квакают лягушки.
5.Ученицами мы стали,
Озорными, смелыми.
Но нам хочется еще
Быть во всем умелыми!
6.Нас учительница учит
Экономить все и вся.
Если в детстве не научат,
Человек не удался.
7. Если хочешь научиться
Экономить на воде,
Мойся быстро, мойся в душе,
Будет так — не быть беде.
8.В кранах снова вода льется,
Вроде тихо: кап, кап, кап
Вода льется – нам неймется,
Нам не выключить никак.
9. Ох, как вырасту я скоро,
Стану слесарем, тогда,
Починю все краны ваши —
Экономится вода!
Школа Умников
- Что изменилось на участке цепи, если включённый последовательно с ним амперметр показывает увеличение силы тока? Ответ: повысилось напряжение или уменьшилось сопротивление.
- Зачем вспомогательные части цепи – клеммы, ключи и т.п. – делают из меди короткими и толстыми? Ответ: в этом случае они обладают ничтожно малым сопротивлением и не влияют на величину тока цепи.
- В замкнутую цепь последовательно включены реостат и электрический звонок. Изменится ли напряжение на зажимах звонка, если реостат переставить в цепи с одной стороны звонка на другую? Ответ: не изменится.
- Как изменить напряжение прибором, измеряющим силу тока? Ответ: нужно увеличить сопротивление прибора.
- Последовательно соединённые медная и железная проволоки одинаковой длины и сечения подключены к аккумулятору. В какой из них выделится большее количество теплоты за одинаковое время? Ответ: в железной, так как при прочих равных условиях (длина, сечение, сила тока) она имеет большее сопротивление.
Энергосберегающий чемоданчик
Содержит в комплекте средства, которые позволяют сберегать энергию без ущерба для комфорта; затраты на приобретение таких средств окупаются за счет снижения энергозатрат:
- Игрушка на солнечных батарейках (демонстрирует возможность использовать солнечную энергию для замены батареек в светлое время суток; энергия солнечной батареи используется для движения игрушки; солнечные батареи позволяют питать двигатель не только от солнца, но и от искусственного света).
- Бумага для оклейки окон поможет сохранить тепло в комнате.
- Уплотнитель для окон и дверей различных типов для предотвращения сквозняков.
- Двухклавишный выключатель используются для раздельного управления освещением. Такие выключатели лучше всего устанавливать в помещениях с большим количеством ламп, чтобы регулировать интенсивность света.
- Фольга-пенополиэтилен для стен за батареями парового отопления. Направляет ту часть тепла от батареи, которая идет на обогрев стены и улицы, в помещение.
- Светлые обои требуют меньших затрат энергии на освещение и обеспечивают при меньшей потребляемой мощности ту же освещенность помещения, что и темные обои.
- Энергосберегающая лампочка мощностью 9 Вт дает такое же освещение, как и лампочка накаливания 40 Вт.
- Инфракрасный датчик движения автоматически включает освещение, когда в помещении присутствуют люди и выключает, когда никого нет. Его удобно использовать, например, в коридоре или подъезде.
- Стеклопакет максимально поможет сохранить тепло, предотвратив его выход из помещения через окно.
Энергоэрудит
1. Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире:
А) в 1,5 раза Б) в 2 раза В) в 5 раз.
2. Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?
А) 0% Б) 65% В) 95%.
3. Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости:
А) добычи 1 кг. Угля б) выработки 1 литра бензина в) добычи 1 кг. золота.
4. В каком году прошла презентация лампы накаливания Эдисона:
А) 1814 год Б) 1880 год В)1924 год.
5. В каком году изобрели энергосберегающую лампу:
А) 1964 год Б) 1976 год В) 2000 год.
6. В каком году в Европе будет наложен запрет на использование ламп
накаливания:
А) 2012 год Б) 2015 год В) 2020 год.
7. Какие виды электросчетчиков выгоднее использовать в быту:
А) однотарифные Б) двухтарифные В) трехтарифные.
8. Назовите самый экономичный класс бытовых приборов:
А) «А» Б) «В» В) «С».
9. Какой водой проще и быстрее отмыть известку с пола:
А) горячей Б) холодной.
10. Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна:
А) 30% Б) 40% В) 50%.
11. Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии:
А) на 20 % Б) на 30 % В) на 40 %.
12. Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии:
А) на 10% Б) на 20% В) на 30%.
13. При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет:
А)10-15% Б) 20-25% В) 25-30%.
14. Посуда с искривлённым дном может привести к перерасходу:
А) 10-30% электроэнергии Б) 40-60%. электроэнергии В) 50-70% электроэнергии
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Вопрос №1
Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем, может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год.
Современная энергосберегающая лампа служит 10 тысяч часов, в то время как лампа накаливания - в 6-7 раз меньше. Компактная люминесцентная лампа напряжением 11 Вт заменяет лампу накаливания напряжением в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она 3-4 года.
Вопрос №2
Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год.
Например, если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт•ч, а за месяц почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчеты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт•ч в месяц, видеомагнитофона – почти 4 кВт•ч в месяц. Итого только по трем приборам – почти 21 кВт•ч в месяц.
Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии
используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.
Вопрос №3
Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости добычи 1 литра бензина.
Вопрос №4
«Презентация» лампы накаливания Эдисона состоялась в канун 1880 года. Три тысячи человек, пришедших в этот вечер в Менло-Парк, были потрясены увиденным: на натянутом между деревьями проводе светились ярким светом сотни лампочек.
Вопрос №5
На протяжении почти всего XX века у ламп Эдисона не было достойного конкурента. Прорыв в бытовом освещении был сделан только в 1976 году, когда изобретатель Эд Хаммер представил компании General Electric принципиально новую лампу, получившую впоследствии название энергосберегающая.
Вопрос №6
Во многих странах Европы дни ламп накаливания уже сочтены. Европейцы полностью откажутся от них в 2012 году.
Вопрос №7
Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года. Региональная энергетическая комиссия раздела сутки на две тарифные зоны – день (с 7.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00) – и установили для каждой отдельный тариф. При этом ночной тариф значительно ниже дневного, что дает возможность населению сократить расходы на оплату электроэнергии. Двухтарифная система учета выгодна в равной степени как абонентам, так и энергосистеме. Это позволило бы значительно снизить производственные издержки, а также отложить на некоторое время ввод новых генерирующих мощностей за счет уменьшения потребления электроэнергии в часы максимума. Эта система учета позволяет существенно экономить на оплате электроэнергии, если правильно организовать использование некоторых бытовых электроприборов.
Вопрос №8
В настоящее время почти вся европейская бытовая техника имеет специальную евронаклейку с обозначением класса энергосбережения.
К классу «А» относятся наиболее экономичные приборы. Каждому классу энергосбережения соответствует определенный уровень энергопотребления.
Например, стиральные машины (по данным компании «Самсунг»).
При загрузке 1 кг хлопкового белья и температуре 95 градусов С:
- при классе «А» расходуется 0,19 кВт•ч энергии;
- при классе «В» расходуется от 0,19 до 0,23 кВт•ч энергии;
- при классе «С» расходуется от 0,23 до 0,27 кВт•ч энергии.
Вопрос №9
Греть воду приходится в любом доме. Хорошо, если только для чая, а то ведь ещё приходится нагревать воду для мытья посуды, стирки. Для этого чаще всего используется электричество, даже в частных домах.
Помните, что вода, не использованная вами, успеет остыть до того, как
понадобится вновь, и вы будете греть её заново. К тому же вряд ли вам нужен лишний пар в доме, который нужно оплачивать? Когда воду греют на деревенской печи, совет тоже нелишний.
Используйте горячую воду для бытовых целей только там, где без неё не обойтись. Везде, где можно, применяйте холодную.
К примеру, горячей водой жир отмывается значительно лучше, но если вам нужно смыть с пола или предметов извёстку, то сделать это удастся легче и быстрее холодной водой. Для полива цветов тоже полезней холодная отстоявшаяся вода.
Вопрос №10
Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей чистоте!
Вопрос №11
При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.
Вопрос №12
Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. В результате - потери энергии составляют 20%.
Вопрос №13
При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет до 10-15%! При неправильной программе стирки – до 30%.
Вопрос №14
Если посуда не соответствует размерам конфорки электроплиты, теряется 5-10% энергии. Для экономии электроэнергии на электроплитах надо применять посуду с дном, которое равно или чуть превосходит диаметр конфорки. Посуда с искривлённым дном может привести к перерасходу электроэнергии до 40-60%. Использовать конфорку на полную мощность следует только на время, необходимое для закипания. После закипания пищи желательно перейти на низкотемпературный режим готовки. При приготовлении пищи желательно закрывать кастрюлю крышкой, поскольку быстрое испарение воды удлиняет время готовки на 20-30%.
Литература
- Памятки Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Разработка УВИЦ РУ «Белинвестэнергосбережение»
- Материалы проекта "Все дома" кафедры энергосбережения в ОрелГАУ.
- Школа Берегоши: Методические рекомендации для педагогов по теме «Энергосбережение» в начальных классах. — Мн.: Тэхналогія, 2001.
- Энергия вокруг нас: Учебный модуль. — Брянск: БРОО «Виола», 2003
- Детский познавательно-игровой журнал "Рюкзачок", № 11, 2006)
- Портал ИнтерЭнерго: http://ieport.ru/35875-uroki-po-yenergosberezheniyu-dlya-shkolnikov.html
раскрыть » / « свернуть